Протоиерей Александр Пелин принял участие в Международной конференции «Влияние современной эпидемической ситуации на динамику религиозных процессов».

9 февраля в Голубом зале РГПУ им. А.И. Герцена прошла Международная научная конференция «Влияние современной эпидемической ситуации на динамику религиозных процессов». Из-за ограничений, вызванных CODID 19, конференция проходила в формате видео-конференц связи с трансляцией в сети youtube. На конференции было продолжено обсуждение влияния эпидемии на религиозную жизнь, начатое в рамках всероссийского семинара-совещания «Влияние пандемии коронавирусной инфекции на динамику религиозной ситуации в регионах», организованного РГПУ им. А. И. Герцена 15 января 2021 года. Соорганизаторами конференции выступили: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Северный арктический федеральный государственный университет имени М. В. Ломоносова, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, Научно-образовательная теологическая ассоциация, АНО «Центр этнорелигиозных исследований», Петровская академия наук и искусств. Инициатором конференции стала кафедра истории религий и теологии Герценовского университета.

Конференция проходила при поддержке Комиссии Межсоборного Присутствия РПЦ по общественной жизни, науки, культуре и информации и Комиссии Межсоборного Присутствия РПЦ по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни.

Пленарное заседание модерировали директор Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена профессор Роман Соколов и председатель ОВЦО Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия протоиерей Александр Пелин.

К участникам конференции с приветствиями обратились: ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации Андрей Третьяков, проректор по научной работе РГПУ им. А. И. Герцена профессор Елена Лактионова, ректор САФУ им. М.В. Ломоносова профессор Елена Кудряшова, председатель экспертного совета ВАК при Минобрнауки России по теологии, председатель научного совета НОТА профессор Дмитрий Шмонин, президент Петровской академии наук и искусств, президент института истории и социальных наук РГПУ им. Герцена профессор Алексей Воронцов заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. Вахтанг Владимирович, в частности, отметил, «что крайне важным остается научно обоснованное осмысление влияния пандемии на религиозную жизнь. Пандемия показала, что есть определенный запрос на виртуализацию церковной жизни. Насколько религиозная жизнь может быть редуцирована до виртуального формата? Вероятно, что в отличие от коммерции и других сфер жизни, религиозная составляющая не может быть лимитирована узкими рамками индивидуального пространства. Эмоционально-психологическое влияние на верующих короновирусной повестки, которое широко было представлено в публичном пространстве также оставалось весьма акуальным. Часть религиозно настроенной аудитории спокойно

приняло пандемийные ограничения, часть – категорически не приняли эти вызовы. В любом случае, церкви пришлось добиваться того, чтобы эти разномыслия, подчас — противоречия оставались за пределами религиозной ограды и ненужные разделения не вносились в сердцевину церковной жизни».

Приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Высокопреосвященного Варсонофия было зачитано председателем ОВЦО Санкт-Петербургской епархии протоиереем Александром Пелиным.

Декан факультета теологии, философии и мировых культур Омского государственный университет им. Ф. М. Достоевского профессор Павел Зайцев через оговорки про «незавершенную пандемию» попытался дать определение человеческой суверенности в ситуации «новой нормальности»». «Многочисленные волны COVID-19 почти не оставляют надежды на возвращение к допандемийной жизни. С одной стороны, лодка «не перевернулась» и конец света не наступил. Но и ничего не закончилось. «Неоконченная пандемия» – уместное понятие, но что оно позволяет сделать? Возможно ли через него, определить новое качество жизни, новый этический строй, в котором формируется новая человеческая суверенность, как новая нормальность? Зафиксировать те тектонические сдвиги в восприятии себя, своей активности и связи с окружающим миром? Пандемия заставила большинство живущих на этой планете усомниться в целостности мира, что на уровне научного мировоззрения обоснованно как невозможность единой теории всего. В ситуации «новой нормальности», наряду с классическими онтологиями материально-духовной реальности, пандемия явила нам новую реальность, как собственно-значимый третий мир. Не дополненная реальность, не культя, а актуальная виртуальная реальность, которая имеет свою структуру, в которой возможны свои отношения, которая подразумевает собственную аксиосферу. Очевидно, что виртуальная реальность за годы пандемии приобрела самостоятельность и независимость. Связи кратно усложнились, и игнорировать этот факт в теолого-религиоведческих исследованиях становится невозможным».

Один из организаторов конференции заведующий кафедрой истории религий и теологии РГПУ им. А. И. Герцена профессор Александр Прилуцкий выступил с концептуальным докладом «Влияние противоэпидемических ограничений на современную эсхатологию». Александр Михайлович подчеркнул, что исключительные обстоятельства (войны, эпидемии, стихийные бедствия) во все времена становились триггерами эсхатологических мифологем и мифотеологем.

«Определенное обострение эсхатологического христианского народного мифотворчества наблюдается и в связи с настоящей эпидемией короновирусной пандемии. Можно проследить разделение на эсхатологический (основанный на теме «последних времен») и неэсхатологический (не связанный с религиозными мотивами) медицинский миф. Интересно, что в дискурсе фанатично настроенных «ревнителей» противоэпидемиологические мероприятия воспринимаются исключительно негативно – неологиз «цифровая вакцинация» отражает усиливающийся страх перед построением

«цифрового концлагеря антихриста». Анализ эсхатологического вакцинофобского мифа указывает, что в его формировании принимают участие мифологемы медицинского мифа, мифологемы «чипирования» и теологема «печати антихриста».

Исполняющий обязанности директора Гуманитарного института Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого доцент Даниил Крапчунов представил анализ приходской литургической практики последнего времени в связи с противоэпидемическими мероприятиями. Исследователь справедливо заметил, что наряду с достаточно традиционными формами религиозной практики, например, причащения в период эпидемий, которые известны уже несколько веков, в отдельных случаях произошли серьезные трансформационные изменения приходского устава (практики Причащения одноразовыми лжицами, практики общей Исповеди и т.д.). Вернуться ли общины и приходы к нормальной литургической традиции или эти изменения последовали навсегда? Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, как долго мы будем продолжать жить в эпоху длящейся пандемии.

В ходе конференции работали следующие секции: «Религиозные институты и их трансформация в условиях пандемии Covid-19», «Религиозные ритуалы и практики в условиях пандемии Covid-19», «Инициативные исследования религиозной ситуации».

Всего на конференции было заслушано 33 доклада и сообщения.

Ссылка на приветствие Высокопреосвященнейшего Варсонофия :http://mitropolia.spb.ru/docs/privetstvie-uchastnikam-konferentsii-o-vliyanii-sovremennoy-situatsii-na-religio