Межрегиональная конференция

«Теологическое и религиоведческое образование в высшей школе» и круглый стол «Религия и политика в современном мире»

в рамках XIV Петербургского образовательного форума

(28 марта 2024 года, г. Санкт-Петербург)

28 марта 2024 года в библиотеке Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках XIV Петербургского образовательного форума состоялась межрегиональная конференция «Теологическое и религиоведческое образование в высшей школе» и круглый стол «Религия и политика в современном мире».  

Организаторами конференции выступили: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургская Духовная Академия, Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА), МПОД «Вечно Живые». 

Данная конференция явилась продолжением серии научных мероприятий, проводимых в рамках договора между Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургской митрополией и Санкт-Петербургской Духовной Академией.

Конференция была посвящена обсуждению вопросов институциализации теологии в светском вузе, а также проблемам взаимодействия теологии и религиоведения в области научного изучения религии. 

Конференция началась с приветствия директора института истории и социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена, доктора философских наук, профессора Прилуцкого Александра Михайловича. Он отметил, что религиоведческий и теологический подход к изучению и преподаванию истории религий является взаимодополняющим и их взаимодействие призвано вывести научное изучение религии на новый уровень, тогда нередко декларируемый конфликт между теологией и религиоведением, не сможет имеет под собой серьезных научных оснований.

Далее, с приветствием словом к участникам конференции обратился председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия, протоиерей Александр Пелин. Он указал, что проблема преподавания основ религиозной культуры и светской этики, а также основ духовно-нравственной культуры народов России, во многом зависит от уровня диалога между Церковью и обществом, а также характера сотрудничества в России между светскими и духовными учебными заведениями. 

Профессор кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А. И. Герцена, доктор исторических наук, Сергей Фирсов посвятил свой доклад роли религии и русского православия в формировании общероссийской гражданской идентичности. Ученый поднял очень сложный и важный вопрос, должна ли религиозная идентичность входить в структуру национальной идентичности и какой она должна быть в условиях современного светского государства? 

В своем докладе «Теология в образовании: от интегральной функции к роли медиатора», профессор кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А. И. Герцена, доктор философских наук, Дмитрий Головушкин подчеркнул, что система светского образования и теология сегодня стоят перед задачей формирования новой нормативной установки на взаимодополняющий процесс обучения теологии и религиоведения. Как следствие формируемая культура коррелятивности может стать своего рода «срединным путем»в научно-образовательном пространстве современной России – способствовать приросту нового знания, создавать качественно новые образовательные технологии и продукты, но с опорой на традиционные ценности и культурное наследие народов России.  

Тема преподавания знаний о буддизме в системе светского образования в странах традиционного буддизма была раскрыта в докладе кандидата исторических наук, доцента кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А. И. Герцена, Павла Ленкова. Петербургский востоковед сосредоточил свое внимание на формах и специфике преподавания основ буддизма и дугих религиозных учений в Камбоджи, Таиланде и Китае. 

Заключительное слово было предоставлено кандидату теологии, кандидату богословия, заведующему кафедрой богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии, священнику Дмитрию Лушникову, который выразил надежду, что сотрудничество между Российскимм государственнымм педагогическим университетом им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургской Духовной Академией, станет на практике воплощением принципа «взаимодополняющего процесса обучения» теологии и религиоведения. 

После перерыва участники переместились в кабинет Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества митрополии, где и прошел круглый стол «Религия и политика в современном мире».

Организаторы ставили себе задачу обнародования основных тенденций по применению различного рода когнитивных, информационных и других технологий для изменения религиозной и национальной идентичности граждан России, разрушения целостного представления о их культурном, духовном и историческом единстве.

Участники круглого стола попытались дать ответы на вопрос, что необходимо делать, чтобы противостоять указанному разрушительному воздействию? Каковы должны быть ответные шаги представителей традиционных религий, политологов, религиоведов, культурологов?

Модератором круглого стола выступил председатель ОВЦО СПб епархии, директор АНО «Центр этнорелигозных исследований» протоиерей Александр Пелин.

Ведущий эксперт НИУ ВШЭ профессор Иосиф Дискин (Москва) подчеркнул, что в современном российском обществе, как никогда, велика роль религиозных институтов, которые выступают источниками формирования нравственного чувства большей части российского общества. Широкая общественная консолидация невозможна без учета нравственного измерения социально-политического функционирования. Религиозная и культурная традиция является цивилизационной опорой российского общества. Хотим мы того или нет, но СВО – это лишь ответ российского руководства на нравственные запросы большинства населения России. Ключевыми для россиян также остаются вопросы о социальной справедливости и легитимности морального права элит на совершение тех или иных поступков.

Заведующая кафедрой политологии Герценовского университета, доктор политических наук, профессор Людмила Гайнутдинова остановилась на теме религиозного фактора в политике. Выступающая подчеркнула, что после кризиса  секулярных идеологий, религия приобрела новый статус в социально-политической картине мира. В научной среде все чаще формулируются вопросы, на которые нет однозначных ответов, или которые, по крайней мере, предполагают более широкую гуманитарную дискуссию. Например, что мы берем с собой в будущее? В каком контексте? Какое будущее нас ожидает? Что такое справедливое общество?

Профессор считает, что требованиям национального суверенитета, в том числе в сфере религиозной составляющей, отвечают традиционные религиозные организации России, в связи с чем требуется разработка некоторых преимущественных (преферентивных) мер по поддержке традиционных религий России.

 Директор института истории и социальных наук РГПУ им. Герцена, зав. кафедрой теологии и истории религий профессор Александр Прилуцкий коснулся в своем выступлении темы традиционных для России духовно-нравственных ценностей и их внедрения в общественное сознание россиян. Профессор заметил, что часто разговор о ценностях остается лишь в рамках декларации, красивых слов. Традиционные ценности только тогда смогут оказывать благотворное влияние на нравственный климат российского общества, когда они станут правдой жизни. Ученый также подчеркнул, что политизация религии не есть добро ни для политики, ни для религии. Политическая конъюнктура слишком быстро и часто меняется, а религия – напротив, не спешна, предельно консервативна. Предмет религиозного дискурса глубоко укоренен в традиции и, может быть, задачей уравновешивающего влияния религии  является привнесение нравственных, проверенных временем категорий в политическую суету повседневности.

 Проректор Кыргизско-Российского Славянского университета Федор Турыгин (Бишкек, Киргизия) коснулся ситуации на постсоветском пространстве, когда, в частности, различие в законодательствах стран Средней Азии и России в религиозных вопросах не позволяет оперативно реагировать на вызовы с появлением новых религиозных движений, часто конфликтующими с традиционными религиями.

Директор Института Хо Ши Мина СПбГУ профессор Владимир Колотов коснулся технологий изменения религиозной идентичности, в том числе в современной России. «На нашу территорию продолжают проникать различные деструктивные псевдорелигиозные культы, например «каодаизм» под видом новой религии «моностон» активно внедрялся властями Белгородской области всего несколько лет назад. Очевидно, задачей западных кураторов этого направления и было расшатать религиозно-нравственное чувство у жителей тех областей России, которые примыкали к территории Украины. Религиозный фактор прочно входит в число тех величин, изменение которых может привести к ситуации социального дисбаланса и политического хаоса».

Профессор кафедры теологии и истории религий Дмитрий Головушкин подводя итоги дискуссии подчеркнул, что большинство выступающих указали, что политизация религии – страшна, но в религизации (клерикализации) политики также нет ничего хорошего! Также следует различать секуляризацию, как процесс разделения светского и церковного, и секуляризм, как идеологический конструкт! И наконец, появление новых религиозных образований – процесс неизбежный, они всегда появлялись и будут появляться. Важно изучать НРД и давать им не только правовую, но грамотную, взвешенную религиоведческо-теологическую оценку.