Протоиерей Александр Пелин вошел в Консультативный Совет по вопросам реализации государственной национальной политики при Правительстве Санкт-Петербурга.

Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин вошел в Консультативный Совет по вопросам реализации государственной национальной политики в Санкт-Петербурге при Правительстве Санкт-Петербурга.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

30 ноября в Доме национальностей состоялось заседание Консультативного совета по вопросам реализации государственной национальной политики в Санкт-Петербурге при Правительстве Санкт-Петербурга, которое возглавил первый Вице-губернатор Санкт-Петербурга – руководитель Администрации Губернатора — Александр Николаевич Говорунов. В зале присутствовали представители основных традиционных религиозных объединений города, руководители национально-культурных объединений и автономий, представители городских комитетов и отделов, ответственных за сферу этнорелигиозной политики.

По благословению Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, и по просьбе руководства Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Пелин сделал сообщение на тему: «Организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с религиозными объединениями Санкт-Петербурга».

Вначале выступления отец Александр остановился на определении понятия «религиозное объединение» в Федеральном Законе «О свободе совести и религиозных объединениях» и подчеркнул, что данное определение следует отнести к числу существенных его недостатков. По Закону выходит, что религиозными являются действия, совершенные религиозным объединением. Но если некая группа не зарегистрировалась в качестве религиозной и намеренно не употребляет термина «религия» применительно к себе, то ее деятельность будет рассматриваться как светская (культурная, лечебная и т. п.) даже в тех случаях, когда она является однозначно оккультной и мистической. Получается, Закон дает неработающее во многих случаях определение. Стоит только какой- либо группе заявить, что у нее, якобы, не религиозное вероучение, а, например, «духовное знание», «космическое знание» или, скажем, «информационно-логическое знание», как ее уже нельзя будет рассматривать в качестве религиозной. Именно этой лазейкой активно пользуются последователи новых псевдорелигиозных структур, культов или новых религиозных движений (НРД) в Санкт-Петербурге.

Так общими стимулирующими криминальность негативными чертами указанных и аналогичных действующих в России псевдорелигиозных организаций этого типа являются:

— отсутствие внутренних ограничений;

— стремление к территориальному, идеологическому, тоталитарному господству;

— агрессивность и наступательность поведения;

— неразборчивость в методах и средствах достижения цели;

— стремление создать идеальный положительный внешний образ своей организации;

— борьба с традиционными вероисповеданиями;

— враждебность к традиционной этнокультуре;

— скрытая или явная враждебность к государству;

— весьма значительный поток финансов и иных ресурсов, поступающих к ним из-за рубежа (в среднем около 80%);

— активная правозащитная деятельность в поддержку «свободы совести».

Считается, что внешне в деятельности НРД в Санкт-Петербурге наступило некоторое видимое затишье. Однако, это скорее можно назвать, затишьем перед бурей, и нельзя упускать деятельность НРД из сферы внимания, как органов исполнительной власти, так и органов правопорядка.

Рассматривая взаимодействие государственных исполнительных органов власти Санкт-Петербурга с традиционными религиозными организациями города, отец Александр отметил, что, к сожалению, здесь продолжает господствовать либеральная парадигма, оставшаяся нам в наследие от 90-ых годов прошлого столетия, направленная на сдерживание взаимодействия между городской властью и традиционными религиозными объединениями города.

Это, например, проявляется и в очень длительной процедуре выделения участков земли в спальных районах города для построения храмов «шаговой доступности», хотя, например, такая программа прекрасно работает в Москве и в ряде других центральных городов России. Постоянно низкий процент школьников Санкт-Петербурга, выбравших Основы православной культуры в качестве факультатива для изучения, также подтверждает это предположение.

Отец Александр также указал, что если данная «стратегия сдерживания» будет продолжать реализовываться по отношению к традиционным религиям города, и в частности, Православия, это приведет лишь к усилению нетрадиционных религиозных/псевдорелигиозных групп. А это, в предельном своем измерении, угрожает государственной национальной безопасности России.

Подводя итоги сказанному, отец Александр внес конкретные предложения:

1.Тенденция к возрастанию этнорелигиозных движений в социуме Санкт-Петербурга еще далека от своего пика. Этот процесс будет только увеличиваться в ближайшие 3-5 лет.

2.Органам государственной исполнительной власти города необходимо пересмотреть доставшуюся от прошлых времен «политику сдерживания» на «политику соработничества» в отношении традиционных религиозных организаций города, и при этом озаботиться созданием центров по классификации и сбору сведений о НРД, прикрывающихся религиозной/ псевдорелигиозной риторикой.

3.Продолжить проведение социологических опросов, внедрение современных методик профилактики и разрешения конфликтов в социальную практику на районном и муниципальном уровне. Это позволит снизить общественные риски, сконцентрировать кадровые и материальные ресурсы для конструктивной деятельности по профилактике ксенофобии и противодействию терроризму, укреплению конституционного строя, межнационального и межрелигиозного мира в Санкт-Петербурге.

4.Продолжить практику участия независимых общественных и экспертных организаций, центров этнорелигиозных исследований в Государственной информационной системе мониторинга состояния межнациональных, межрелигиозных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.

5.Необходимо разработать преферентивную форму поддержки традиционных религиозных объединений города, для чего активнее включать представителей традиционного духовенства в общественные советы при комитетах, районных муниципалитетах, образовательных учреждениях разных уровней. Предложить Общественной палате Санкт-Петербурга включить представителей традиционных религиозных объединений Санкт-Петербурга в свой состав.