О проблемах возрождения отечественных образования и науки

30  сентября  в  Доме  ученых  на  Дворцовой  набережной  был  проведен  круглый  стол  «Концепция  возрождения  образования  и  науки  в  России». В нем принял участие председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин. Мероприятие было проведено по  инициативе  Гражданского  комитета  возрождения  образования  и  науки  РФ председатель доктор  ф.-м. наук,  профессор,  заслуженный  деятель  науки  России, вице-президент  РАЕН  Георгий Николаевич Фурсей и инициативе Экспертного совета  института общественного уполномоченного  по  защите семьи, председатель Андрей Борисович Цыганов.

В  Дубовом зале собрались  педагоги,  ученые,  общественные  деятели  Петербурга  и  Москвы,  прозвучали  онлайн  выступления  первого  заместителя  Комитета  по  образованию  и  науки   Госдумы  РФ  Олега Николаевича Смолина,  члена  Общественной  палаты  РФ  Павла Анатольевича Пожигайло.  Всего  в  двух  отделениях  дискуссии  прозвучало  19  выступлений.

Практически  все  выступающие  критиковали   ситуацию,  сложившуюся  в  настоящее  время  в  российском  образовании  и  науке из-за отсутствия  системной, научно обоснованной, именно  российской  концепции  их  возрождения и развития. Профессор Георгий  Фурсей  говорил  о  необходимости  срочной  выработки  системы  неотложных  требований,  необходимых  для  выведения  наших  образования  и  науки  из  тупикового,  противоестественного  состояния,  в  котором  они  сейчас  находятся. 

Президент  РГПУ им. Герцена,  председатель  Экспертного  совета  при  Комитете  по  образованию  и  науке  Госдумы  РФ,  профессор  Геннадий Алексеевич Бордовский   рассказал  о  своем  опыте  общения  с министрами  Министерства образования РФ.

Председатель  Отдела  по  взаимоотношениям  Церкви и общества Санкт-Петербургской  епархии,  директор  Центра  этнорелигиозных  исследований, кандидат  богословия,  протоиерей   Александр  Пелин обратился к историческому аспекту и значимости знаний о вере. Он отметил, что в дореволюционной России человек был включен в систему образования так, чтобы дать ему знания о духовном через богословие, через элементарное понимание своей веры. К сожалению, в советское время это было уже невозможно. В настоящее время, как отметил протоиерей Александр Пелин, в высокую академическую школу вернулось понимание необходимости изучения этого предмета, и в ведущих светских ВУЗах нашей страны уже действуют кафедры теологии.

Выступил  профессор  Сергей Евгеньевич Рукшин,  заместитель председателя  Общественного  совета  Минобрнауки  РФ,  Народный учитель России,  подготовивший  таких  всемирно  известных  выдающихся  математиков  нашего  времени  как  Григорий Перельман, Сергей  Смирнов  и  многих  победителей  всемирных  студенческих  и  школьных  олимпиад. Он  и сейчас  готовит  очередную  такую  Олимпиаду,  которая  пройдет  в   Петербурге.  В  связи  с  этим  он  с  горькой  иронией  поведал,  что  координаторами   этой  олимпиады  от  США,  Франции  и  других  стран  являются  бывшие  российские  граждане.  Отъезд  за  границу  наших  молодых,  наиболее  подготовленных   представителей точных  наук  продолжается. 

Профессор,  доктор  юридических  наук,  заслуженный  деятель  науки  РФ,  основатель  и  первый  ректор  СПб университета МВД Виктор Петрович  Сальников  также  затронул  тему  отрицательного  западного влияния  на  наше   образование  и  науку.  По его мнению, необходимо  исходить  из  собственной  идеологии  и ценностей,  разрабатывать  юридическое  обеспечение  действительно  российских  образования  и  науки.

Практически  все  выступления  были  актуальными,  патриотичными  и  конкретными, поднимались также темы цифровизации,  виртуального,  дистантного  обучения.   

Предприниматель  Сергей Юрьевич Мороз  рассказал,  как его группа на  практике развивает традиции  педагога-новатора Щетинина и  другие новаторские  педагогические достижения, причем на специально построенных учебных территориях.

Профессор,  доктор  психологических  наук,  заслуженный  деятель  науки  РФ,  эксперт  Центра  этнорелигиозных  исследований,  председатель  совета  «Собора  православной  интеллигенции  Санкт-Петербурга»   Валентин Евгеньевич Семёнов  обратил внимание  на недостаточно развитый воспитательный  аспект  современного  российского  образования,  которому  к тому же  приходится   противостоять  мощному  воздействию   телевидения  и  интернета.   Эти  массовые   круглосуточные  средства,  в  настоящее  время  лишенные   не  только  цензуры,  но  и  духовно-нравственного этического контроля, как  свидетельствуют  социально-психологические  исследования,  а  также обращения во  властные   структуры  педагогов  и  родителей,  негативно   и  деструктивно  влияют  прежде  всего  на  детей  и  подростков.

На  основе  материалов  круглого  стола и присланных пожеланий оргкомитет готовит обращение  с  конкретными  предложениями  к  представителям  российской  власти.

В.Е. Семёнов, О.М. Гладкая